Мы в Facebook Наша группа в Контакте Подписка RSS
Startjob

Профессия – дизайнер: несколько правил, которые стоит знать

Чтобы заказчик остался доволен после презентации проекта, нужно иметь опыт переговоров и понимать принципы общения с клиентом. И хотя мягкие навыки приходят только с опытом, но все же стоит знать некоторые основные правила работы.

Определить уровень

Первое, что нужно сделать вообще в любой работе, - определить уровень всех участников процесса по теории жизненного цикла от Поля Герси и Кена Бланшара. Ее суть заключается в том, что каждый, попадая в новую профессиональную территорию, проходит 4 уровня: «ребенок», «подросток», «взрослый» и «зрелый опытный человек».

От уровня сотрудника зависит то, как с ним будет коммуницировать руководитель. «Ребенок» должен получать четкие директивы, оговоренные до мелочей. Например, новичку-дизайнеру следует показать, в какой программе работать, какого цвета должен быть баннер, куда его сохранять и кому написать о завершении работы. «Подростка» надо подтягивать: давать меньше указаний, больше доверять, но все же корректировать работу в процессе. Можно просто сказать: «Нам нужен баннер, все, как всегда», - а потом проверить результат.

Дальше - уровни сложнее. «Взрослого человека» надо просто поддерживать в его работе: сказать, что есть клиент, запускаем проект, объяснить, для чего. А вот «зрелому» профессионалу говорят просто: «Есть проект», - и делегируют ему все функции, а он уже сам решает, что и как делать. При этом категорически запрещено обращаться с опытными профессионалами, как с новичками, и наоборот. Умение выбрать правильную модель поведения называется ситуационным руководством.

Пребывание на каком-то уровне зрелости в дизайне еще не означает, что этот уровень можно спроектировать и на другую деятельность. Человек развивается по Т-образной модели: вертикальная линия - то, что ты умеешь круто и идеально, горизонтальная линия - способность перестроиться и понять, в чем ты не совсем профи. Именно понимание этого принципа делает любителя специалистом, который может учиться новому, не зацикливаясь на высоком уровне зрелости в какой-то сфере.

Так вот, к чему это все. Надо понимать, что ваш клиент может быть на другом уровне зрелости и развития в определенной теме, например, в дизайне. Поэтому, защищая свой проект, говорить с ним надо так, чтобы он понимал, что ему хотят сказать. Это основа, без которой никуда, а теперь собственно правила.

Правила защиты проекта

Клиент - это тоже человек. Часто дизайнер, работает не в офисе, находится в своеобразной зоне комфорта, и любая встреча с клиентом, а тем более защита проекта, становится стрессом. Он полагает, что заказчик - монстр, и едет на встречу с мыслью о том, как его разнесут. На сложных переговорах советуют использовать тактику «забыл ручку»: начинается совещание, все сидят с серьезными лицами, и вдруг ты говоришь, что у тебя нет ручки - кто-то начинает ее искать, атмосфера становится менее напряженной, клиент обнаруживает эмпатию, потому что это банальная человеческая ситуация .

Вообще западные клиенты никогда не начинают диалог с бизнеса: им важно сначала поговорить о погоде, политике, искусстве, семье, а уже потом о делах. И это абсолютно логично, поэтому всегда старайся показать свои человеческие качества, а также побуждать к их обнаружению клиента: он тоже человек.

Человек - калейдоскоп нужд. Тебя не просто так просят нарисовать баннер - от тебя ожидают удовлетворения какой-то конкретной потребности. Понять, какой именно - это разделить видение клиента, и, если тебе это удастся, тебе отдадут все. Но определить истинную потребность можно только после существенной практики. Конечно, тебе сразу скажут о своих ожиданиях - это называется «открытая потребность». Впрочем, за этими словами есть и скрытая потребность. Например, шеф ходит с коллегами в баню, и там ему сказали, что у его конкурентов очень крутой сайт. И тогда его скрытая, настоящая потребность - сделать сайт лучшим, чем у конкурентов, чтобы в бане оценили. Чтобы понять скрытую потребность, надо смоделировать ситуацию, посоветоваться с более опытными коллегами и не бояться задавать правильные вопросы.

Никогда не показывай, что тебе нужен проект (потому что закончились деньги, например). Зато говори: «Я хочу выполнить этот проект, потому что вижу в нем перспективу и мне интересно взяться за его развитие». Иначе клиент поймет, что у тебя есть потребность работать с ним любой ценой, и сядет тебе на шею.

Больше вопросов. Дизайнера часто воспринимают как нечто пушистое и творческое, и тебе могут простить даже множество бессмысленных вопросов. Главное - не бойся их озвучивать. Попроси кого-то записывать ответы клиента, а сам (-а) генерируй все больше новых вопросов. Это тоже поможет понять скрытую потребность.

Не бойся сказать «нет». Покажи, что ты эксперт и не просто так стоишь перед этими людьми. Если тебе говорят ерунду - скажи об этом в мягкой форме, но ни в коем случае не соглашайся с клиентом. Объясни, что ты принимаешь решение ответственно и можешь их обосновать, а для того чтобы определить, какие вопросы и претензии могут быть к тебе, используй метод «6 шляп мышления». Его можно найти в одноименной книге Эдварда де Боно. Суть в том, чтобы воспринимать идеи в шести различных ролях: от пессимиста-критика до фанатика. Так ты сможешь обнаружить те проблемы и нюансы, которые не были заметны сразу. А еще эти роли можно раздавать членам команды во время совещания: так вы сделаете ваши встречи действительно эффективными.

«Как мы поймем, что вы счастливы?» Это последний вопрос, который обязательно должен прозвучать. Задачу ты понимаешь, о необходимости знаешь, бюджет согласовали, но ты можешь даже не догадываться, что счастливым клиента сделают еженедельные отчеты или привлечение его жены к процессу выбора цветовой гаммы. Обычно после такого вопроса ты слушаешь 5-7 секунд тишины, а потом тебе озвучивают важнейший инсайт. Главное - не потерять его, поэтому запиши, уточни у клиента и транслируй на всю команду, чтобы вы работали с единым видением процесса.

Ну, и последнее. Когда клиент уверен в твоем высоком уровне профессионализма, не позволяй обезьянке сесть тебе на шею. Тебе могут перебросить работу, о которой никто не договаривался с самого начала. Мол, сделай визитку/посмотри рассылку/проанализируй конкурентов: ты дизайнер, это время для тебя. Да, это твое время, поэтому договорись и о плане работы, и об оплате, и о дедлайнах. Ничего не делай бесплатно - подходит ко всему, не говоря уже о бизнесе.

И помни: не надо быть хорошим для всех, нужно быть просто классным дизайнером.

13/06/2018
Перейти к списку статей







Владимир Продивус
Контакты Правовая информация Реклама Работодатели Статьи Информер Сайт о работе Найти резюме