Специальности маркетолога у нас стали обучать относительно недавно, и поэтому многие наши бизнесмены (особенно старшего поколения) при вопросе о проведении маркетинговых исследований пожимают плечами и недоуменно спрашивают «Зачем?» Но, чем сильнее развивается рыночная экономика, тем необходимее становится проведение маркетинговых исследований. И это уже будет не дань моде, а именно необходимость. Маркетинговые исследования, как и их способы проведения очень разнообразны. Ограничимся главными тезисами. Конечно же, это далеко не полный перечень маркетинговых возможностей, однако основные мы назовем.
Зачем нужно проводить маркетинговые исследования?
Для каждого предприятия – это главная составляющая эффектного развития в условиях рынка. Решают они следующие задачи:
Анализ объема рынка.
Зная объем рынка на данный момент, можно правильно оценить ситуацию на рынке и знать возможности для развития, увеличить свой потенциал, выяснить самые эффективные направления развития. По мнению специалистов, определять объем рынка необходимо при расширении границ сбыта товаров, совершенствовании уже известного продукта или выходе на рынок с новым проектом.
Анализ доли рынка
Знать долю рынка – это знать в цифрах, какое место может занимать фирма. Цель любой маркетинговой стратегии увеличить долю рынка. Чем больше доля – тем лучше для бизнеса, уменьшаются издержки и себестоимость. Как результат – больше возможностей для маневра, как, например, установить более высокие цены на более высококлассный товар, навязывание своих условий дистрибьюторам и другие. Изучение доли рынка проводится сравнительно с конкурентами и в динамике за несколько периодов. После анализа, определяется положение фирмы, конкурентоспособность и делаются выводы о причинах изменений доли.
Анализ спроса
В этом сегменте благодаря маркетинговым исследованиям можно выяснить, насколько покупатель лоялен к данному товару, а рынок нуждается в подобном товаре. Есть ли смысл и выгода продвигать эту продукцию на рынке? Зная, кто покупает определенный товар, можно устанавливать конкурентоспособные цены и изменять их в зависимости от требований и возможностей потенциальных покупателей.
Анализ предложения
Кроме спроса, важно знать и объем предложения на рынке. Ведь всегда на одном рынке будут работать компании, занимающиеся идентичными товарами и услугами. Проанализировав предложение, можно будет правильно ориентироваться на рынке. Таким образом можно будет обозначить свою политику и стратегию в ценообразовании, продвижении товара и рекламе, а это, в свою очередь, поможет вам в конкурентной борьбе.
Анализ сбыта
Благодаря исследованию возможных каналов сбыта, можно определять самые эффективные из них и создать готовую цепочку продвижения продукции от производителя к потребителю.
Для проведения маркетингового исследования и анализа полученных данных, необходимо изначально получить достоверную информацию о компании. Сбор данных не самая сложная процедура, но здесь главное не допустить некоторые ошибки, которые могут негативно повлиять на все исследование. Главных ошибок две: первая – сбор не той информации, которая нужна для конкретного исследования; вторая – сбор информации производится неправильным способом.
Для базового анализа компании необходимы следующие данные:
- объем продаж в количественном и денежном эквиваленте;
- продажи сопутствующих товаров и услуг;
- база клиентов;
- данные о дистрибьюторах и сбытовиках;
- данные об основных конкурентах;
- данные о рекламе, акциях и других продвижениях товара.
Если информация будет недостоверной – весь смысл исследования теряется, так как в результате неправильных входных данных будут получены неправильные выходные данные. И еще не нужно забывать об оперативности.
Маркетинговая стратегия
Цель маркетингового исследования – по результатам анализа маркетинговых данных определить маркетинговую стратегию компании, которая выбирается с учетом реального положения компании. Фундамент маркетинговой стратегии – результаты этого анализа. Благодаря ему можно иметь представление о продажах товара, прибыли, клиентах и потребностях покупателей.
24/10/2013
По материалам: startjob.com.ua